Памятка для куратораПамятка для куратора
Разговор с родителями
«трудного ученика»
Организация
равноправного взаимодействия
Способность к общению
– профессиональное качество учителя. Предполагает наличие высокой
психологической культуры у учителя: умение вести беседу, слушать и понимать
собеседника, взаимодействовать и воздействовать
Не отталкивайте, а
привлекайте к сотрудничеству. Не ведите беседу в повелительном, «учительском»,
тоне, не упрекайте, не поучайте. Постарайтесь понять чувства отца или матери
своего ученика, более того – найдите в них опору, продумывая, выстраивая
совместные действия.
Развивайте в себе
стремление к равной позиции с родителями. Воспитание ученика основывается на
совместных усилиях учебного заведения и семьи. Объединить усилия педагогов и
членов семьи «трудного» учащегося можно только при взаимном и уважительном
признании ими равенства позиций друг друга. Первый шаг в этом направлении
должен сделать педагог.
Людям нравится
ощущать собственное значение. Подчеркните значение родителей, их роль в
воспитании и развитии ребенка. Укрепите их в мысли о том, что именно им
принадлежит первая позиция в осуществлении сотрудничества с учебным заведением.
Покажите родителю
свою любовь по отношению к ребенку. Найдите положительные стороны в характере
«трудного», покажите родителю, что знаете и видите их, симпатизируете им.
Ищите новые формы
сотрудничества с родителями. Например, дайте возможность родителям открыто
делиться опытом воспитания сына (дочери) с родителями других ребят. Или
предложите одному из родителей самому провести родительское собрание, сообща
обсудить конкретные проблемы.
Ведение конструктивного
диалога
Не стремитесь во что
бы то ни стало отстоять собственную позицию. Отстаивание собственной точки
зрения, возможно, и упрочит доминирующее положение педагога, но никогда не
поможет организовать совместную деятельность учебного заведения и родителей.
Обсуждайте проблему,
а не личные качества ученика. Переход на «личности» приведет к тому, что
разговор «увязнет» во взаимных упреках, обвинениях и подозрениях, и стороны
разойдутся врагами. Направьте беседу на обсуждение проблем воспитания и
предложите родителям свои варианты решения этих проблем.
Учитывайте личные
интересы родителей. Признавая право родителей на интересную и содержательную
жизнь, подведите их к мысли о том, чтобы они активнее занимались воспитанием
ребенка. Это можно сделать, привлекая детей к своим хобби: брать сына на рыбалку,
в театр, вместе чинить машину, ухаживать за больной бабушкой и т.д.
Ищите варианты.
Случается так, что на беседу с вами приходят отец и мать, не имеющие никаких
увлечений и интересных занятий. В этом случае ваша задача состоит в том, чтобы
предложить им культурные формы их совместной деятельности с детьми.
Заинтересуйте родителей в том, чтобы дети проводили с ними как можно больше
времени.
«Не верьте генетике».
Разумеется, влияние наследственных особенностей и семейных условий на
формирование характера огромно, но не безгранично. И в «хороших» семьях бывают
«плохие» дети, и в «плохих» – «хорошие».
Поэтому верьте в силу
воспитания. Не отказывайте ребенку из «плохой» семьи в вашей любви, заботливом
внимании и доверии!
Мы вместе против
проблем, а не против друг друга. Ваша беседа с родителями «трудного» ученика
пройдет успешно, если:
вам удалось избежать
противостояния и конфронтации с ними
вы смогли удержаться
сами и удержать родителей от упреков и обвинений
вы удачно
сформулировали проблему воспитания, и родители приняли вашу формулировку
вы обсудили ваши
совместные действия
Следовательно, вы
сумели объединиться с ними против вашего общего «врага» – воспитательной
проблемы.
|