Рекомендации педагогам по работе с «трудными детьми»Рекомендации
педагогам по работе с «трудными детьми»
ЛЕНИВЫЕ ДЕТИ
Леность
проявляется в отсутствии желания трудиться и учиться. Что влияет на появление у
детей лени?
Со стороны родителей:
ü Отрицательное
влияние окружающей среды,
ü Ограждение
детей от любого труда,
ü Внушение
детям пренебрежительное отношение к физическому труду (стремление подготовить
их к «интеллигентной» профессии),
ü Освобождение
детей от любого труда в связи с его слабым здоровьем (даже от уроков
физкультуры),
ü Родители
исполняют все капризы ребенка, он становится избалованным,
ü Отсутствие
в семье трудовой обстановки,
ü Отсутствие
контроля за выполнением домашнего задания.
Со стороны педагогов,
воспитателей:
ü Отсутствие
профориентационной работы,
ü Постоянная
морализация детей по поводу укоренившейся лени,
ü Отсутствие
систематического контроля за работой ученика на уроке, во внеклассной
деятельности,
ü Несправедливо
заниженная оценка,
ü Неподготовленность
к выполнению классной и внеурочной работы,
ü Длительное
нахождение в непроветриваемых помещениях,
ü Неподготовленность
учителей к уроку.
Со стороны сверстников:
ü Влияние
большинства ленивых учащихся класса,
ü Вовлечение
в дело, которое интереснее и легче, чем «уроки»,
ü Мнение
подростков, что хорошо учиться – позорно, так поступают «зубрилки», «учительские
подхалимы»,
ü Бытует
мнение, что интеллектуальные люди мало получают, а работают много,
ЧТО НАДО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ
СНИЗИТЬ У ДЕТЕЙ РАЗВИТИЕ ЛЕННОСТИ?
Ø Цели
и задачи по предмету должны быть понятны, ясны и интересны,
Ø Выработать
привычку работать самостоятельно и прилежно,
Ø Убеждать
учащихся в том, что общее образование является фундаментом профессиональности,
Ø Оберегать
детей от учебных перегрузок, дозировать задания в соответствии с их здоровьем,
подготовленностью,
Ø Учителям
хорошо готовиться к урокам и проводить их с высокой заинтересованностью
учащихся,
Ø Воспитывать
в детях потребность трудиться,
Ø Использовать
методы поощрения,
Ø Контроль
за учебой и дисциплиной.
ДЕТИ И ПОДРОСТКИ С
ПАССИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Основные
причины пассивного поведения:
ü пониженная
интеллектуальная активность,
ü недостатки
физического здоровья (болезнь, переутомление),
ü дефекты
развития,
ü застенчивость,
обидчивость, неуверенность в себе,
ü отрицательное
отношение к интеллектуальной деятельности,
ü недостаток
в воспитании действенных мотивов учения,
ü усложнение
учебного материала,
ü ослабление
контроля как со стороны родителей, так со стороны учителей за учащимися или,
наоборот, слишком мелочной опекой, контролем,
ü переключение
внимания отдельных учащихся на внешкольную деятельность,
ü неблагоприятное
воздействие темперамента (флегматик, холерик),
ü невозможность
проявить в учебе свою активность, самостоятельность, взрослость.
ü переутомление
школьников.
Что необходимо
предпринять родителям и педагогам с целью повышения активности детей:
ü формировать
положительную мотивацию к учебе,
ü совершенствовать
и усложнять учебные действия, умственную деятельность детей,
ü поощрять
развитие самостоятельности в усвоении новых форм работы,
ü чаще
вовлекать детей во все долее разнообразные виды самостоятельной работы, дающей
им возможность проявить свою взрослость,
ü ориентировать
ребенка на предстоящие виды деятельности,
ü способствовать
созданию различных форм сотрудничества учащихся в совместной учебной работе.
НЕОРГАНИЗОВАННЫЕ И НЕНАСТОЙЧИВЫЕ УЧАЩИЕСЯ
Основные
причины отсутствия настойчивости у отдельных подростков, которые необходимо
учитывать родителям и педагогам:
ü личностные
факторы,
ü неправильное
воспитание детей со стороны родителей- это избалованные, изнеженные, не
приученные к упорному труду дети,
ü отсутствие
терпения в выполнении любых поручений, заданий,
ü неуспехи
в учебе – главная причина появления «трудных» учащихся,
Что необходимо
предпринять родителям и педагогам с целью повышения активности детей:
ü контроль
за выполнением любой работы. Небрежно выполненную работу не стоит принимать, а
добиться ее переделки,
ü необходимо
очень тщательно выбирать меры поощрения и наказания,
ü помочь
детям выполнять порученное дело до конца,
ü практиковать
систематическую дозировку объема учебного материала,
ü проводить
профориентационную работу,
ü воспитывать
толерантность как черту характера.
ДЕТИ – ЭГОИСТЫ
Причины
возникновения эгоизма:
ü немедленное
и полное удовлетворение всех желаний и капризов детей в семье,
ü поощрение
проявления крайнего индивидуализма.
Что необходимо
предпринять для уменьшения эгоистических черт:
ü поощрять
заботу друг о друге, взаимопомощь,
ü воспитывать
самокритичность, объективные оценки своих действий и поступков,
ü при
первых проявлениях эгоизма реагировать на это отрицательное явление, при этом
замечать и поощрять товарищество, взаимовыручку,
ü предоставлять
детям большую самостоятельность там, где это возможно, уважать их личность, но
это все делать при разумном и обоснованном контроле, чтобы не подавить в
личности формирующуюся самостоятельность.
НЕДИСЦИПЛИНИРОВАННЫЕ,
УПРЯМЫЕ, ГРУБЫЕ И ЛЖИВЫЕ ДЕТИ
Недисциплинированные – это
дети, которые постоянно привлекают к себе внимание родителей, учителей и
доставляют им наибольшее беспокойство.
Как поступать родителям
с этими детьми:
ü прежде
всего, выяснить причину подобного нежелательного поведения,
ü поскольку
у детей этого типа, как правило, бывает избыток энергии и неумение рационально
проявлять свою инициативу, родители и педагоги должны давать достаточную
нагрузку таким детям, чтобы у него не было ни желания, ни возможности
отвлекаться на посторонние дела,
ü разумно,
тактично направлять проявление их активности,
ü разумно
использовать методы поощрения и наказания.
В
ситуации конфликта:
·
действуйте твердо, будьте
требовательными, но одновременно доброжелательными и тактичными,
·
нельзя стремиться к тому, чтобы
переупрямить и тем сломить его волю, прибегать к угрозам и неприкрытому,
грубому давлению
·
ни в коем случае нельзя допускать
приказную форму обращения к таким детям, но и не вступать на путь уговоров и
упрашиваний,
·
добиться эффекта можно только при
условии ненавязчивого и деликатного совета.
Грубые дети
Для
разрешения конфликтных ситуаций педагогам необходимо:
Ø выяснить
причины, чем был вызван конфликт: это может быть грубость, резкость, дерзость в
достаточно сильно выраженном виде, а так же диктаторские формы обращения,
мелочная опека, чрезмерное и неуместные выражения нежности и т.д.
Ø грубое
и несправедливое поведение взрослых по отношению к детям,
Ø переутомление
детей, чрезмерная заорганизованность домашними и школьными делами,
устранить грубость в
детях взрослые могут только уважением их достоинств, предоставлением им
определенной самостоятельности, разумной организацией их активности, режима
труда и отдыха.
|