По работе с замкнутыми учащимисяПамятка для педагога по
работе с замкнутыми учащимися
Таких подростков
характеризует выраженный аутизм (замкнутость, уход в себя, отстраненность от
мира). Склонны к развитию логического мышления. Учатся неплохо, но широкие
интересы отсутствуют, чаще выражены нетипичные для подросткового возраста
интересы – религия, потусторонний мир и т.д.
Любят много читать,
имеют хорошо развитую речь. Негативные черты: эмоциональная холодность,
безразличие к внешнему миру, бедность мимики и жестикуляции, независимость от
мнения окружающих.
Общие требования:
Принятие интровертированного подростка, доброжелательное, заинтересованное
отношение к нему
Включение в группу только с его личного согласия
Акцентирование любых успехов в его общении с окружающими
Терпимое отношение к «чудачествам» подростка
Искренняя заинтересованность идеями и увлечениями подростка, что может помочь
умелому включению подростка в групповое взаимодействие
Оказание помощи в развитии речи, внимания, памяти, моторики
Смягчение общего эмоционального дискомфорта (чтение юмористических рассказов,
анекдотов)
Учет интереса к точным наукам
Учет непредсказуемости мышления и поведения
Отношения с подростком строить по принципу выделения его поведения, как
отличного от других
Не навязывать поручение, но и не отказываться от предлагаемой им самим помощи
Давать ему почувствовать свою принадлежность к коллективу
В
урочной деятельности:
&
Четкое целеполагание и мотивация урочной деятельности
&
Вербальная, визуальная, тактильная стимуляция (вопрос, задание), способные
своевременно переключить подростка с одного вида деятельности на другой
&
Поэтапный контроль работы
Во внеурочной
деятельности:
Поручения, требующие индивидуального выполнения с учетом интересов и желаний
подростка
Стимулирование занятия теми видами деятельности, где есть возможность широкого
общения со сверстниками (привлечение к организации внеучебных мероприятий)
Внушение:
Способный, успешный в деятельности
Понимаемый. Принимаемый
Интересный собеседник и товарищ
Обучение:
Умению выражать свои
чувства и понимать чувства и состояние другого человека
Воспитательные
воздействия:
Убеждение
Поощрение
Проявление внимания
Просьба
Поддержка организаторского успеха
Доверие
Предупреждение
В семье:
Теплые, заботливые отношения со стороны близких
Оптимистические
установки в семье и ее эмоционально-интеллектуальное богатство, общие для
членов семьи увлечения
Общение
подростка не только в кругу семьи, но и со сверстниками
Поддержка
самых неожиданных увлечений, кроме опасных и асоциальных
Своевременное
семейное половое просвещение и воспитание
Памятка для педагога по
учету акцентуаций характера в учебно-воспитательной работе
Акцентуации характера –
пограничные состояния между нормой и патологией, другими словами, границы
нормального развития. Акцентуации характера составляют наиболее ярко выраженные
черты личности, которые проявляются, как правило, резче всего в каких-либо
экстремальных ситуациях.
1. Гипертимная
Черты характера:
общительность, жизнерадостность, преобладание положительных эмоций, легкость в
восприятии жизненных трудностей, безответственность, легкомыслие
Комфортные ситуации:
вовлеченность
подростка в разнообразные интересные виды деятельности,
нахождение в группе
сверстников,
условия для
проявления инициативы
Непереносимые ситуации:
чрезмерная опека или,
напротив,
безнадзорность,
жесткая дисциплина,
эмоциональная
отверженность подростка членами семьи или значимыми для него людьми,
монотонная
неинтересная для него деятельность,
ограничение круга
общения,
вынужденное безделье,
отсутствие устойчивых
познавательных, социальных, творческих интересов и увлечений
2. Застревающая
Черты характера:
обидчивость, мнительность, развитое чувство долга, обязательность,
принципиальность, сдержанность в проявлении эмоций, подозрительность
Комфортные ситуации:
воспитание в условиях
теплых отношений со стороны близких,
оптимистические
установки,
общие для членов
семьи увлечения,
условия общения не
только в кругу семьи, но и с чужими людьми, взрослыми и сверстниками,
принятие взрослыми
увлечений подростка
Непереносимые ситуации:
воспитание в условиях
жестких взаимоотношений, в условиях изоляции,
ситуации
вмешательства во внутренний мир подростка,
ситуации,
противоречащие внутренним принципам,
ситуации длительного
неформального общения в группе,
ситуации быстрого
принятия решения
3. Эмотивная
Черты характера:
добросердечие, эмоциональность, исполнительность, чувство долга, тактичность,
крайняя впечатлительность, чувствительность
Комфортные ситуации:
Нахождение в кругу
семьи или людей, разделяющих их увлечения и интересы
Художественно-эстетические виды деятельности
Разведение домашних
животных, цветов
Коллекционирование
Непереносимые ситуации:
Управление поведением
подростка через формирование чувства вины
Жесткие
взаимоотношения
Ситуации шума, возни
и потасовок в коллективе сверстников
Ситуации грубого и
жестокого обращения
Выступление перед
большой аудиторией
Насмешки и
несправделивое отношение к себе
4. Педантичная
Черты характера:
обязательность, ровное настроение, надежность, порядочность, «занудливость»,
формализм, нерешительность, медлительность, тугодум
Комфортные ситуации:
Ø Наличие теплых, заботливых отношений в семье,
оптимистические установки
Ø Отсутствие обязанностей, требующих от
подростка инициативы и решительности
Ø Стабильные условия жизнедеятельности, четкая
регламентация требований к нему
Ø Уверенность в том, что ему окажут помощь и
поддержку в неожиданной ситуации
Ø Непереносимые ситуации:
Ø Воспитание в тревожно-мнительной атмосфере, в
ситуации повышенной ответственности
Ø Подавление активности и самостоятельности
Ø Управление подростком через формирование у
него чувства вины
Ø Непризнание его позитивных черт и заслуг
Ø Ситуации с непредсказуемым исходом, не
поддающиеся планированию события
Ø Необходимость самому принимать решения
Ø Завышенные требования со стороны взрослых
5. Тревожная
Черты характера:
впечатлительность, самокритичность, обязательность, эмоциональность,
дружелюбие, надежность, постоянство привязанностей, несамостоятельность,
конформность, тревожность
Комфортные ситуации:
Наличие теплых,
заботливых отношений в семье
Общие для членов
семьи увлечения
Наличие постоянного
хобби у самого подростка
Наличие одного или
нескольких близких друзей
Непереносимые ситуации:
Культ болезней
«Маятниковое
воспитание»
Эмоциональное
отвержение
Ситуации публичной
насмешки, сомнения по поводу здоровья
6. Циклотимная
Черты характера:
неустойчивость настроения, привязанностей и эмоций, смена фаз самочувствия от
гипертимии до дистимии
Комфортные ситуации:
Небольшое количество
друзей
Постоянное увлечение
и постоянные дружеские отношения
В периоды спадов
настроения – необходимость уединения, общения с природой, занятия искусством
Непереносимые ситуации:
Эмоциональные
перегрузки
Выполнение
напряженной работы в течение длительного времени
Частое изменение
условий жизни и деятельности
Однообразие жизни
7. Демонстративная
Черты характера:
эмоциональность, раскованность, увлеченность, эгоизм, фантазерство, лицемерие,
неискренность
Комфортные ситуации:
Повышенное внимание к
его особе
Широкая сфера общения
и возможность самовыражения
Ситуации полного
удовлетворения потребностей подростка
Непереносимые ситуации:
Воспитание по типу
«кумир семьи»
Ситуации снижения
внимание к его особе
«Развенчание» мнимых
достижений и способностей
Ситуации личной
ответственности за трудоемкое «непрестижное» поручение
8. Возбудимая
Черты характера:
энергичность, деловитость, инициативность, добросовестность, раздражительность,
гневливость, нетерпимость к противоречиям, агрессивность
Комфортные ситуации:
Эмоционально и
интеллектуально насыщенная обстановка в семье и окружении
Удовлетворение
разумных потребностей и интересов подростка
Доверительное
взаимодействие с взрослыми
Наличие увлечений и
обязанностей, дающих выход «лишней» энергии
Непереносимые ситуации:
Воспитание в условиях
жестких взаимоотношений, интеллектуальная бедность семейной среды
Ущемление личного
достоинства и интересов подростка
Безнадзорность
Противодействие
высокому уровню притязаний, интенсивным желаниям и влечениям
9. Дистимичная
Черты характера:
серьезность, ответственность, добросовестность, пунктуальность, инертность,
медлительность, пассивность, пессимизм
Комфортные ситуации:
Ситуации успеха
Исключение давления и
жесткой критики, частых указаний на ошибки
Оптимистические
установки
Непереносимые ситуации:
Вынужденное
одиночество
Критика его самого и
его поведения
Недостаточное
внимание к его жизни, настроению
Длительные физические
и психические нагрузки
Невольные перемены
образа жизни
Наличие симптомов
недомогания
10. Экзальтированная
Черты характера:
эмоциональность, выразительность оценок и действий, несдержанность чувств,
гневливость или слезливость, эгоизм
Комфортные ситуации:
Нахождение в кругу
семьи и друзей
Ситуации
доверительного общения со значимыми для них взрослыми людьми
Непереносимые ситуации:
Жесткие
взаимоотношения
Противоречивое
воспитание
Воспитание в условиях
повышенной моральной ответственности
Отвержение со стороны
значимых лиц, вынужденная разлука с ними
Явная
несправедливость, порицания, выговоры, унизительные нотации со стороны взрослых
Педагогический подход:
К 1 и 8: Ставить
периодически в положение лидеров в каких-то делах, создавать для них
соревновательные ситуации с достойными и сильными соперниками, контролируемые
экстремальные ситуации с элементами риска и повышенными физическими нагрузками
К 2: Участие в
«проблемных» и «круглых» столах, дискуссиях, ориентация на дела, в которых
подростки могут достигнуть реального успеха, обучение пониманию других точек
зрения, гибкости в подходе к своим и чужим взглядам на мир.
К 3, 6 и 10: Энергию
эмоций направлять на конкретные дела, обучать более трезвому и реалистичному
взгляду на мир, работа руками занятия аутотренингом.
К 4: Давать задания для
индивидуального исполнения, четко ставить задачу и требования, заранее сообщать
планы, расширять круг их общения, развивать открытость, снимать скованность.
К 5 и 9: Обучать
планированию дел, хвалить за малейшее продвижение в любом деле, никакой
критики, особенно публичной, пресечение насмешек, злых шуток, не вовлекать их в
ситуации соревнования и публичных выступлений, развивать веру в себя и свои
силы через занятия экстремальными видами спорта.
К 7: Насыщать
потребность подростка в признании – давать возможность быть хозяином вечера,
хвалить за успехи, но в то же время учить ценить успехи других людей,
ориентировать их на сравнение не с другими, а с самим собой, повышать
самокритичность.
|