Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 30.04.2024, 04:17

ГБОУ Октябрьская школа-интернат

Меню сайта
Форма входа

По работе с замкнутыми учащимися

Памятка для педагога по работе с замкнутыми учащимися

Таких подростков характеризует выраженный аутизм (замкнутость, уход в себя, отстраненность от мира). Склонны к развитию логического мышления. Учатся неплохо, но широкие интересы отсутствуют, чаще выражены нетипичные для подросткового возраста интересы – религия, потусторонний мир и т.д.

Любят много читать, имеют хорошо развитую речь. Негативные черты: эмоциональная холодность, безразличие к внешнему миру, бедность мимики и жестикуляции, независимость от мнения окружающих.

Общие требования:

 Принятие интровертированного подростка, доброжелательное, заинтересованное отношение к нему

 Включение в группу только с его личного согласия

 Акцентирование любых успехов в его общении с окружающими

 Терпимое отношение к «чудачествам» подростка

 Искренняя заинтересованность идеями и увлечениями подростка, что может помочь умелому включению подростка в групповое взаимодействие

 Оказание помощи в развитии речи, внимания, памяти, моторики

 Смягчение общего эмоционального дискомфорта (чтение юмористических рассказов, анекдотов)

 Учет интереса к точным наукам

 Учет непредсказуемости мышления и поведения

 Отношения с подростком строить по принципу выделения его поведения, как отличного от других

 Не навязывать поручение, но и не отказываться от предлагаемой им самим помощи

 Давать ему почувствовать свою принадлежность к коллективу

 

В урочной деятельности:

& Четкое целеполагание и мотивация урочной деятельности

& Вербальная, визуальная, тактильная стимуляция (вопрос, задание), способные своевременно переключить подростка с одного вида деятельности на другой

& Поэтапный контроль работы

 

Во внеурочной деятельности:

† Поручения, требующие индивидуального выполнения с учетом интересов и желаний подростка

† Стимулирование занятия теми видами деятельности, где есть возможность широкого общения со сверстниками (привлечение к организации внеучебных мероприятий)

 

Внушение:

 Способный, успешный в деятельности

 Понимаемый. Принимаемый

 Интересный собеседник и товарищ

 

Обучение:

 Умению выражать свои чувства и понимать чувства и состояние другого человека

Воспитательные воздействия:

 Убеждение

 Поощрение

 Проявление внимания

 Просьба

 Поддержка организаторского успеха

 Доверие

 Предупреждение

 

В семье:

ƒ Теплые, заботливые отношения со стороны близких

ƒОптимистические установки в семье и ее эмоционально-интеллектуальное богатство, общие для членов семьи увлечения

ƒОбщение подростка не только в кругу семьи, но и со сверстниками

ƒПоддержка самых неожиданных увлечений, кроме опасных и асоциальных

ƒСвоевременное семейное половое просвещение и воспитание

 

Памятка для педагога по учету акцентуаций характера в учебно-воспитательной работе

Акцентуации характера – пограничные состояния между нормой и патологией, другими словами, границы нормального развития. Акцентуации характера составляют наиболее ярко выраженные черты личности, которые проявляются, как правило, резче всего в каких-либо экстремальных ситуациях.

1. Гипертимная

Черты характера: общительность, жизнерадостность, преобладание положительных эмоций, легкость в восприятии жизненных трудностей, безответственность, легкомыслие

Комфортные ситуации:

 вовлеченность подростка в разнообразные интересные виды деятельности,

 нахождение в группе сверстников,

 условия для проявления инициативы

Непереносимые ситуации:

 чрезмерная опека или, напротив,

 безнадзорность, жесткая дисциплина,

 эмоциональная отверженность подростка членами семьи или значимыми для него людьми,

 монотонная неинтересная для него деятельность,

 ограничение круга общения,

 вынужденное безделье,

 отсутствие устойчивых познавательных, социальных, творческих интересов и увлечений

 

2. Застревающая

Черты характера: обидчивость, мнительность, развитое чувство долга, обязательность, принципиальность, сдержанность в проявлении эмоций, подозрительность

Комфортные ситуации:

 воспитание в условиях теплых отношений со стороны близких,

 оптимистические установки,

 общие для членов семьи увлечения,

 условия общения не только в кругу семьи, но и с чужими людьми, взрослыми и сверстниками,

 принятие взрослыми увлечений подростка

Непереносимые ситуации:

 воспитание в условиях жестких взаимоотношений, в условиях изоляции,

 ситуации вмешательства во внутренний мир подростка,

 ситуации, противоречащие внутренним принципам,

 ситуации длительного неформального общения в группе,

 ситуации быстрого принятия решения

 

3. Эмотивная

Черты характера: добросердечие, эмоциональность, исполнительность, чувство долга, тактичность, крайняя впечатлительность, чувствительность

Комфортные ситуации:

 Нахождение в кругу семьи или людей, разделяющих их увлечения и интересы

 Художественно-эстетические виды деятельности

 Разведение домашних животных, цветов

 Коллекционирование

Непереносимые ситуации:

 Управление поведением подростка через формирование чувства вины

 Жесткие взаимоотношения

 Ситуации шума, возни и потасовок в коллективе сверстников

 Ситуации грубого и жестокого обращения

 Выступление перед большой аудиторией

 Насмешки и несправделивое отношение к себе

 

4. Педантичная

Черты характера: обязательность, ровное настроение, надежность, порядочность, «занудливость», формализм, нерешительность, медлительность, тугодум

Комфортные ситуации:

Ø  Наличие теплых, заботливых отношений в семье, оптимистические установки

Ø  Отсутствие обязанностей, требующих от подростка инициативы и решительности

Ø  Стабильные условия жизнедеятельности, четкая регламентация требований к нему

Ø  Уверенность в том, что ему окажут помощь и поддержку в неожиданной ситуации

Ø  Непереносимые ситуации:

Ø  Воспитание в тревожно-мнительной атмосфере, в ситуации повышенной ответственности

Ø  Подавление активности и самостоятельности

Ø  Управление подростком через формирование у него чувства вины

Ø  Непризнание его позитивных черт и заслуг

Ø  Ситуации с непредсказуемым исходом, не поддающиеся планированию события

Ø  Необходимость самому принимать решения

Ø  Завышенные требования со стороны взрослых

 

5. Тревожная

Черты характера: впечатлительность, самокритичность, обязательность, эмоциональность, дружелюбие, надежность, постоянство привязанностей, несамостоятельность, конформность, тревожность

Комфортные ситуации:

 Наличие теплых, заботливых отношений в семье

 Общие для членов семьи увлечения

 Наличие постоянного хобби у самого подростка

 Наличие одного или нескольких близких друзей

Непереносимые ситуации:

 Культ болезней

 «Маятниковое воспитание»

 Эмоциональное отвержение

 Ситуации публичной насмешки, сомнения по поводу здоровья

 

6. Циклотимная

Черты характера: неустойчивость настроения, привязанностей и эмоций, смена фаз самочувствия от гипертимии до дистимии

Комфортные ситуации:

 Небольшое количество друзей

 Постоянное увлечение и постоянные дружеские отношения

 В периоды спадов настроения – необходимость уединения, общения с природой, занятия искусством

Непереносимые ситуации:

 Эмоциональные перегрузки

 Выполнение напряженной работы в течение длительного времени

 Частое изменение условий жизни и деятельности

 Однообразие жизни

 

7. Демонстративная

Черты характера: эмоциональность, раскованность, увлеченность, эгоизм, фантазерство, лицемерие, неискренность

Комфортные ситуации:

 Повышенное внимание к его особе

 Широкая сфера общения и возможность самовыражения

 Ситуации полного удовлетворения потребностей подростка

Непереносимые ситуации:

 Воспитание по типу «кумир семьи»

 Ситуации снижения внимание к его особе

 «Развенчание» мнимых достижений и способностей

 Ситуации личной ответственности за трудоемкое «непрестижное» поручение

 

8. Возбудимая

Черты характера: энергичность, деловитость, инициативность, добросовестность, раздражительность, гневливость, нетерпимость к противоречиям, агрессивность

Комфортные ситуации:

 Эмоционально и интеллектуально насыщенная обстановка в семье и окружении

 Удовлетворение разумных потребностей и интересов подростка

 Доверительное взаимодействие с взрослыми

 Наличие увлечений и обязанностей, дающих выход «лишней» энергии

Непереносимые ситуации:

 Воспитание в условиях жестких взаимоотношений, интеллектуальная бедность семейной среды

 Ущемление личного достоинства и интересов подростка

 Безнадзорность

 Противодействие высокому уровню притязаний, интенсивным желаниям и влечениям

 

9. Дистимичная

Черты характера: серьезность, ответственность, добросовестность, пунктуальность, инертность, медлительность, пассивность, пессимизм

Комфортные ситуации:

 Ситуации успеха

 Исключение давления и жесткой критики, частых указаний на ошибки

 Оптимистические установки

Непереносимые ситуации:

 Вынужденное одиночество

 Критика его самого и его поведения

 Недостаточное внимание к его жизни, настроению

 Длительные физические и психические нагрузки

 Невольные перемены образа жизни

 Наличие симптомов недомогания

 

10. Экзальтированная

Черты характера: эмоциональность, выразительность оценок и действий, несдержанность чувств, гневливость или слезливость, эгоизм

Комфортные ситуации:

 Нахождение в кругу семьи и друзей

 Ситуации доверительного общения со значимыми для них взрослыми людьми

Непереносимые ситуации:

 Жесткие взаимоотношения

 Противоречивое воспитание

 Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности

 Отвержение со стороны значимых лиц, вынужденная разлука с ними

 Явная несправедливость, порицания, выговоры, унизительные нотации со стороны взрослых

 

Педагогический подход:

 

К 1 и 8: Ставить периодически в положение лидеров в каких-то делах, создавать для них соревновательные ситуации с достойными и сильными соперниками, контролируемые экстремальные ситуации с элементами риска и повышенными физическими нагрузками

 

К 2: Участие в «проблемных» и «круглых» столах, дискуссиях, ориентация на дела, в которых подростки могут достигнуть реального успеха, обучение пониманию других точек зрения, гибкости в подходе к своим и чужим взглядам на мир.

 

К 3, 6 и 10: Энергию эмоций направлять на конкретные дела, обучать более трезвому и реалистичному взгляду на мир, работа руками занятия аутотренингом.

 

К 4: Давать задания для индивидуального исполнения, четко ставить задачу и требования, заранее сообщать планы, расширять круг их общения, развивать открытость, снимать скованность.

 

К 5 и 9: Обучать планированию дел, хвалить за малейшее продвижение в любом деле, никакой критики, особенно публичной, пресечение насмешек, злых шуток, не вовлекать их в ситуации соревнования и публичных выступлений, развивать веру в себя и свои силы через занятия экстремальными видами спорта.

 

К 7: Насыщать потребность подростка в признании – давать возможность быть хозяином вечера, хвалить за успехи, но в то же время учить ценить успехи других людей, ориентировать их на сравнение не с другими, а с самим собой, повышать самокритичность.

 

реклама
Друзья сайта