|
Профилактика зависимого (аддиктивного) поведения учащихсяПрофилактика
зависимого (аддиктивного) поведения учащихся
Существуют
различные формы психопрофилактической работы.
Первая форма – организация социальной среды.
Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение
личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например,
через создание негативного общественного мнения по отношению отклоняющемуся
поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа,
класс) или конкретная личность. Профилактика зависимого поведения у подростков
включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на
здоровый образ жизни и трезвость. Работа с молодёжной субкультурой может быть
организована в форме движения «Молодёжь против наркотиков»
Вторая форма психопрофилактической работы – информирование.
Это наиболее привычное направление психопрофилактической работы в форме лекций,
бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть
подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с
целью повышения её способности к принятию конструктивных решений.
Перспективному развитию данного подхода может способствовать отказ от
преобладания запугивающей информации, а также дифференциация по полу, возрасту,
социально-экономическим характеристикам.
Третья форма – активное социальное обучение
социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в
форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы:
- Тренинг устойчивости к негативному социальному
влиянию (развивает способность сказать «нет» в случае негативного давления
сверстников).
- Тренинг аффективно-ценностного обучения
(формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются
процессы самоопределения и развития позитивных ценностей).
- Тренинг формирования жизненных навыков
(формируются умения общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно
разрешать конфликты).
Четвёртая
форма – организация
деятельности, альтернативной зависимому поведению. Предполагается, что
люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока
не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активности признаны:
познание (путешествие), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое
общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная,
религиозно-духовная, благотворительная).
В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают: раннее
воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым,
формирование умения себя занять и трудиться. Если к подростковому возрасту
позитивные потребности не сформированы, личность оказывается уязвимой в
отношении негативных потребностей и занятий.
Пятая форма – организация здорового образа жизни.
Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с
окружающим миром и своим организмом. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое
питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха,
общение с природой, исключение излишеств.
Шестая форма – активизация личностных ресурсов.
Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в
группах общения и личностного роста, арт-терапия – всё это активизирует
личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, её
здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.
Седьмая форма – минимизация негативных последствий
зависимого поведения. Данная форма работы используется в случаях уже
сформированного зависимого поведения. Она направлена на профилактику рецидивов
или их негативных последствий. Например, наркозависимые подростки могут
получать своевременную медицинскую помощь, а также необходимые знания по
сопутствующим заболеваниям и их лечению.
В различных видах психопрофилактической работы могут использоваться схожие
формы и методы. По способу организации работы выделяют следующие формы
психопрофилактики: индивидуальная, семейная, групповая работа. В целях
предупреждения зависимого поведения используются различные социально-психологические
методы. Среди ведущих методов психопрофилактической работы: информирование,
групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование
эффективного социального поведения, психотерапевтические методики.
|
реклама |
---|
|
|